Интересные факты
Об АРТе
Немного теории и исследований
В США NASA проводило многолетние исследования, связанные с развитием творческого потенциала человека.
В 5 лет 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями;
в 10 лет – их уже 30%,
а в 1512%.
Среди взрослых людей творчески мыслят только 2%.

Спрашивается, куда все девалось?

Разучились или потеряли? Или просто забыли как это - «не бояться себя самого и своих идей»?
Можно ли это восстановить?
Как показывает опыт, больше всего креативность подавляется разнообразными правилами, нормами, инструкциями и т.п. .

"Уолл Стрит джорнал" сообщил, что двухлетний обучающий курс по развитию творческого потенциала в Дженерал Электрик увеличил на 60% количество патентоспособных идей.

Творчество – выход за пределы уже имеющихся знаний.
Креативность – способность отказаться от стереотипных способов мышления и действия.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия (искусство + терапия) — направление в психотерапии, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

Главная цель арт-терапии - гармонизация психического состояния через самовыражение и самопознание.
Методы АРТ-подхода в ПРОФориентации - это возможность творчески взглянуть на выбор профессии
Немного об истории возникновения АРТ-терапии
Виды арт- терапии
Обзор и краткое описание основных направлений
Изотерапия
использует ресурсы, возможности рисунка для решения психологических проблем.
Сказкатерапия
метод, использующий сказку для решения задач в области коррекции, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.
Библиотерапия
лечебное воздействие чтением, лечение словом.
biblio
Кинотерапия
использование кино или фильмов для управления психическим здоровьем и управлением жизнью.
Фототерапия
набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.
МАК карты
особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик
Гримотерапия
работа с персоной и социальными масками
Мандалотерапия
работа с самостью, методики обретения целостности, уникальности, защищенности, интеграция личности
Музыкальная терапия, вокалотерапия
лечение пением и музыкой
Драматерапия
лечебным фактором является театр и ролевые игры
Песочная терапия
юнгианский аналитический подход, базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.
Ландшафтная терапия
общение с природой, работа с природными объектами
Телесная и танце-двигательная терапия
направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.
Куклатерапия
психологическая коррекция и терапия с помощью кукол разнообразного этноса (взятых, как образ метафор разных народов мира).
Глинотерапия
работа с сенсомоторным опытом человека, взаимодействие с глиной для решения терапевтических задач.
Искусство как лекарство: нейронаука объясняет успехи арт-терапии.
(выжимки из статьи Никиты Отставного)


Арт-терапия позволяет невербальным структурам мозга «высказаться» в обход вербальных — и тем самым помогает выразить скрытые травмы.

Когда вы рисуете, танцуете, слушаете или пишете музыку, смотрите на какое-то произведение искусства — вы общаетесь с миром вокруг и с самим собой. Только делаете это невербально.
В этот момент в вашем мозге происходит активная работа.
В нее вовлечены и новая кора (неокортекс), и древняя кора (палеокортекс). Разные зоны мозга активно общаются друг с другом, благодаря чему мозг как бы стимулирует себя. Это позволяет вам расслабиться, выразить то, что в обычной жизни вы не можете выразить словами, и достичь состояния потока.

Любая практика арт-терапии — это попытка обратиться к той части себя, которую невозможно выразить словами. Язык является эволюционно более поздним образованием, чем образы, чувства и эмоции. Помните наскальную живопись? Ее ведь недаром называют живописью: древние люди общались и сохраняли информацию посредством рисунка. Так как язык — более позднее образование, области мозга, связанные с речью, тоже развивались значительно позже тех, которые помогали кодировать информацию и чувства посредством рисунка. Рисуя, вы говорите с той своей частью, которая понимает только рисунки и не понимает слова.

Еще арт-терапия помогает справляться с ПТСР ( посттравматическим стрессовым расстройством) депрессиями, выражать себя при деменциях, уменьшает ментальную усталость.

Как сказала Кэти А. Мальчиоди, американский арт-терапевт и консультант по психическому здоровью, «арт-терапия — это общение тела с разумом». Занятие искусством приводит к тому, что мозг постоянно стимулирует себя.

Ученый Вийа Люзебринк объясняет эффект арт-терапии широкомасштабным вовлечением в деятельность самых разных зон мозга.

Помимо прочего в арт-терапии есть возможность использовать самые разные материалы: по текстуре, цвету, форме, такие, которые можно по-разному конфигурировать в пространстве.

Всё это активирует соответствующие области мозга, оказывая еще более сильный стимулирующий эффект.

В исследовании влияния арт-терапии на депрессию и ментальную усталость коллектив ученых из Швеции выделил преимущества этого подхода. Ученые отметили, что арт-терапия позволяет заглянуть вглубь в себя. При этом они подчеркнули: арт-терапия позволяет добиться лучших результатов, нежели фармакологическая или психотерапия.

Основными особенностями арт-терапии, по мнению ученых, являются:
- возможность самопознания и самоосознания (что и как влияет на нас),
- возможность самовыражения (через действия, символы, цвета),
- возможность коммуникации (за счет символического и метафорического мышления),
-возможность понять эмоции, чувства и опыт за счет работы с ними,
- возможность дистанцирования от сложного травмирующего опыта,
- возможность включить креативность и воображение,
- а также отличная сенсорная стимуляция, которая позволяет интегрировать наш разум/душу с действиями нашего тела.

Все эти особенности могут привести к тому, что человек, занимающийся арт-терапией, будет достигать состояния потока. Это особое состояние сознания, когда время будто останавливается, когда человек всецело фокусируется на деятельности, забывая обо всём остальном.

В состоянии потока повышается внутренняя мотивация человека, это приводит к чувству психологического роста.
Во время состояния потока активируются обе системы мозга: сознательная и бессознательная.

Те факторы, которые проявляются в состоянии потока, могут доказывать, что в этот момент человек как бы переводит активность с сознательных областей на более древние области мозга.

Так, в одном эксперименте было показано, что у 25 из 36 человек, занимающихся арт-терапией, наблюдалось состояние потока. Это не просто случайное стечение обстоятельств, а вполне значимый факт: искусство позволяет войти в это состояние.

Отметим, что важным фактором, который позволяет войти в состояние потока, является разговор с терапевтом (или любым другим человеком). Таким образом, арт-терапия идеально сочетается с диалоговой формой терапии, позволяя выразить то, что спрятано глубоко внутри нас.