Эти шкалы отражают желания и потребности респондента: чем бы он хотел заниматься, какие виды деятельности его привлекают в большей степени.
Техника - данная шкала оценивает интерес респондента к ручному труду, его желание что-то мастерить (например, выжигать, выпиливать лобзиком, вытачивать детали на станке и т.д.), ремонтировать технические устройства, использовать различные технические устройства (машины, бытовая техника, различные инструменты) в своей работе, управлять транспортными средствами (автомобиль, автопогрузчик, автобус и другие). К этой же шкале относится и интерес работать в производственной сфере (техническое производство и конструирование проектирование технических устройств), заниматься строительством. При высоком балле по шкале можно ориентироваться на занятия и профессии, связанные с техникой:
• примеры профессий: инженеры различных направлений, конструкторы, проектировщики, техники, механики и другие;
• примеры дополнительных занятий: моделирование, кружки юных радиотехников и электроников, кружки робототехников и другие.
Компьютеры - данная шкала оценивает интерес респондента к работе с компьютерами, информационными технологиями. При этом можно рассматривать и пользовательский интерес, желание работать на компьютере (печатать тексты, составлять таблицы, обрабатывать изображения, использовать широкие возможности уже имеющихся программ для решения своих профессиональных задач в других областях), и желание создавать новые программы, заниматься наладкой и настройкой компьютера (работа с «железом»), использовать возможности Интернета. При высоком балле по шкале можно ориентироваться на занятия и профессии, связанные с компьютерами:
• примеры профессий: программисты, системные администраторы, специалисты по IT, системные аналитики, тестировщики программного обеспечения и другие;
• примеры дополнительных занятий: кружки юных комьютерщиков и программистов, кружки «творческих технарей» (аниматоры, монтажеры, фотографы, компьютерная графика и т.д.)
Наука - данная шкала оценивает познавательный интерес респондента, его интерес к науке, чтению книг, проведению различных опытов, экспериментов, чтобы узнать что-то новое (например, мироустройство, устройство общества, свойства материи, внутреннее строение растительного и животного мира и другие), тяга к знаниям и активность респондента в получении новой информации.
При высоком балле по шкале можно ориентироваться на занятия и профессии, связанные с исследованиями:
• примеры профессий: ученый-исследователь в самых различных областях и направлениях (химики, физики, математики, филологи, философы, историки и многие другие), аналитики (финансовый аналитик, системный аналитик и другие) и т.д.
• примеры дополнительных занятий: научный клуб, кружки юных биологов, экологов, физиков, химиков, географов, геологов, почвоведов, математиков, физиков, астрономов, школы и лектории юных гуманитариев, исторические кружки, психологические занятия и другие.
Активное творчество - данная шкала показывает интерес к активному творчеству и самовыражению: это и желание выступать на сцене (участвовать в спектаклях, декламировать стихи, петь, танцевать, делать доклады, участвовать в организации творческих мероприятий), и одновременно общаться с большим количеством людей одновременно (в отличие от шкалы «Индивидуальное творчество»). При высоком балле по шкале можно ориентироваться на следующие занятия и профессии:
• примеры профессий: режиссер, актер, артист, ведущий, исполнитель и другие;
• примеры дополнительных занятий: театральные студии (в том числе и на иностранном языке), цирковые студии, классические, национальные, современные и спортивные танцы, вокальные студии.
Индивидуальное творчество - данная шкала оценивает интерес индивидуальному творчеству и самовыражению (рисование, написание книг, сочинение музыкальных произведений, создание творческих поделок, фотографирование и т.д.), а также к изучению творчества, истории искусства, культуры. При высоком балле по шкале можно ориентироваться на следующие занятия и профессии:
• примеры профессий: художник, композитор, музыкант, писатель, фотограф, культуролог, искусствовед и другие;
• примеры дополнительных занятий: художественные секции, секции рукоделия, мастерские с использованием природных материалов, кружки фото и видео, секции моды и шитья и другие.
Общение - данная шкала оценивает интерес к активному общению и взаимодействию с окружающими людьми.
Это также интерес к обучению и воспитанию других людей (дети, студенты, взрослые люди), продаже товаров и услуг, организации мероприятий, выступлению перед другими, оказанию любой помощи (консультирование, медицинская и психологическая помощь), работе на телефоне.
При высоком балле по шкале можно ориентироваться на следующие занятия и профессии, связанные с общением:
• примеры профессий: продавец-консультант, психолог-консультант, педагог, тренер, менеджер, журналист, врач и многие другие;
• примеры дополнительных занятий: кружки развития речи, юные гуманитарии, журналистика, психологические занятия и другие.
При этом конкретные занятия будут зависеть от выраженности других шкал: в какой области хотелось
бы общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Предпринимательство - данная шкала отражает интерес респондента к предпринимательской деятельности и бизнесу:
желание иметь собственное дело, заниматься торговлей, анализировать различные бизнес-процессы, экономические выгоды, вести деловые переговоры, заключать сделки, управлять людьми, принимать важные решения. При высоком балле по шкале можно ориентироваться на профессии, связанные с предпринимательством, например:
• примеры профессий: предприниматель, банковское дело, коммерция, маркетинг, менеджмент, продюсер и другие;
• примеры дополнительных занятий: популярная экономика для школьников (экономические игры, юный логистик, основы менеджмента и другие)
Сервис и обслуживание - данная шкала отражает интерес респондента к сферам сервиса и обслуживания других людей. К этой шкале относится все, что связано с желанием оказывать помощь другим, делать что-то полезное, оказывать те или иные услуги другим (например, ухаживать за больными, помогать в воспитании детей, заниматься уборкой, готовить пищу или чинить что-нибудь и т.д.). Таким образом, сюда относятся варианты занятий, связанных с тем, чтобы сделать жизнь других людей интереснее, приятнее, легче и удобнее. При высоком балле по шкале можно ор ентироваться на профессии, связанные с заботой о других людях:
• примеры профессий: менеджер по туризму, социальный работник, официант, курьер, повар, бармен, воспитатель, секретарь, автомеханик, сервисный инженер и т.д.
• примеры дополнительных занятий: любые варианты волонтерской деятельности.
Языки и коды - данная шкала отражает интерес к работе с информацией, представленной в виде текстов, кодов, шифров, различных символов и т.д. В данном случае можно говорить об интересе работать с текстами, изучать иностранные языки, основы программирования, использовать в своей работе графики, таблицы, схемы, распознавать чертежи и карты. При высоком балле по шкале можно ориентироваться на следующие занятия и профессии:
• примеры профессий: редакторское дело, переводчики (лингвисты, филологи), программисты, бухгалтер, делопроизводитель, товаровед, операторские профессии;
• примеры дополнительных занятий: популярная экономика, школы гуманитариев, курсы иностранного языка, иностранный язык с использованием IT, школы лингвистов, кружки программирования и т.д.
Выбор конкретных кружков и дополнительных занятий во многом будет зависеть от выраженности показателей по другим шкалам: какая именно информация привлекает респондента (цифры, буквы,
коды, символы и т.д.).
Природоведение - данная шкала отражает интерес респондента к природе и природным объектам и явлениям (животные, растения, луга, поля, озера, моря, свежий воздух, человек). Это и интерес ухаживать за растениями и животными, а также дрессировать зверей, лечить их, составлять букеты, создавать парки, сады, выращивать что-либо. Но это также и интерес к изучению природного мира (изучение животных, растений, почвы, воды, строение человека и т.д.). При высоком балле по шкале можно
ориентироваться на следующие виды деятельности, например:
• примеры профессий: биолог-эколог, врач, биохимик, микробиолог, географ, зоолог, инженер- химик, биотехнолог, генетик, агроном, садовод, ветеринар, флорист, ландшафтный архитектор, природопользование и многие другие;
• примеры дополнительных занятий: кружки юных биологов, экологов, химиков, географов. Геологов, почвоведов, медиков, живые уголки, кружок юных астрономов.
Спорт и туризм - данная шкала отражает интерес респондента к активному образу жизни, к занятиям спортом, туризму. Это стремление к физически активным видам деятельности (экспедиции, спорт, походы, тренировки и соревнования). При высоком балле по шкале можно ориентироваться на следующие
виды деятельности:
• примеры профессий: инструктор по туризму, спортсмен, тренер-преподаватель по спорту, геологи, географы и другие;
• примеры дополнительных занятий: командные спортивные игры, кружки оздоровительного или профессионального спорта, секции зрелищных видов спорта, экстремального спорта,
спортивной борьбы, турклубы, спортивный туризм с экстремальным уклоном и другие.
Военное дело - данная шкала отражает интерес респондента к военному делу. Это и интерес к физически активным и ответственным видам деятельности, связанными со службой Родине (интерес к оружию, строевой подготовке, субординации, выполнению спецзаданий даже при условии риска для жизни), к опасной работе в военных сферах (защита Отечества). Но это и интерес к обеспечению безопасности других людей. При высоком балле по шкале можно рассматривать следующие профессии и занятия:
• примеры профессий: военнослужащий, правоохранительная деятельность, следователь, пожарный, спасатель, охранник и другие;
• примеры дополнительных занятий: военно-патриотические кружки, секции борьбы, занятия спортом (например, экстремальные виды).