гид-путеводитель
Роль РОДИТЕЛЯ
в вопросе выбора профессии
для заинтересованных родителей
Роль Родителя велика и значима в жизни любого человека. И в вопросе выбора профессии так же.

Родитель – это первый ПРОФОРИЕНТОЛОГ ребенка.

Именно он формирует отношение к труду, учит навыкам, дает разрешение на реализацию талантов, мотивирует и поддерживает на выбранном пути.

Родитель формирует:
отношение ребенка к труду
к деньгам
к работе

Современные профориентологи утверждают, что возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками – 3-3,5 года.

Именно с отношения к труду следует начинать профориентацию.

Даже если вашему ребенку уже 17+, никогда не поздно осознать ценность и важность
труда в жизни человека.

сказка
Не зря в народе говорят:
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Каково семя, таково и племя.

Выбери себе работу по душе
и тебе не придется работать
ни одного дня в своей жизни
Есть такая фраза, которую приписывают Конфуцию.
К сожалению, современные дети понимают ее буквально.

Очень важно донести до них, что работать все-таки придется.
Давайте будем искать для себя работу и труд, основываясь на наших ценностях, талантах и интересах.
Вот интересная статья филолога Марии Блажновой.

«Слово РАБОТА связано с общеславянским корнем *orbъ.

Изначально этот корень имел значение - «слабый», «беспомощный». От него произошли русские слова РЕБЁНОК, РАБ и РАБОТА (напрямую с ним связано и немецкое arbeit - работа).

РАБОТОЙ наши предки называли тяжёлую, подневольную деятельность, рабство.

Слово ТРУД - это общеславянское производное от латинской основы trudo - «принуждаю», «заставляю».

В древнерусском языке слово ТРУД кроме работы, рвения и старания обозначало также страдание и скорбь.»

Миф о том, что на любимой работе не нужно будет работать - всего лишь миф.

Трудится и работать все равно придется. Как ни крути.

Без напряжения, усилий, стараний, рвения хорошего результата не будет.

Хоть в труде, хоть на работе. Но…

Мое предложение, давайте будем искать для себя РАБОТУ и ТРУД, основываясь на наших ценностях, талантах и интересах.

Чтоб выполнять ее было радостно и интересно.
Про таланты
Между прочим, этот вопрос очень волнует подросток:

Есть ли у меня талант или я бездарен?

Кстати, Родитель – это первый человек, который замечает таланты своего ребенка и может помочь их развить.
Ведь для того, чтоб ЗАДАТОК стал ТАЛАНТОМ требуется несколько факторов.

Позвольте познакомить вас с современной теорией талантов выдающегося советского психолога Бориса Теплова.

Мы все рождаемся с ЗАДАТКАМИ – зернышками, которые лежат в земле.

Чтоб зернышко проросло и из него что-то получилось необходимы: благоприятные условия, активное взаимодействие с окружающим миром (ведь именно в нем все происходит), обучение и воспитание новому и активные действия с задатком.

Приведу пример, чтоб развить задаток рисования нужно разрешение и поддержка родителей, время и место, карандаши, бумага, учитель, дающий навыки и
рисование-рисование-рисование.

Примерно через 10000 часов навык превращается как минимум в способность, а далее в талант.
Если бы Моцарт родился в семье пекаря, он скорее всего, никогда бы не стал музыкантов.
Для развития таланта не было бы условий.

Родитель создает условия для развития талантов ребенка.
Как влияет родитель на ребенка?
РОДИТЕЛЬ формирует ЦЕННОСТИ и ОТНОШЕНИЕ ребенка:
  • к труду вообще (трудиться это хорошо или плохо)
  • к труду собственному (то, что делаю, это ценно или нет)
  • к труду других людей (умение замечать и благодарить за вклад других)
  • к деньгам (деньги это хорошо или плохо)
  • к работе (от работы кони дыхнут или на работу, как на праздник)
  • к свои талантам, способностям, потенциалу (я смогу или нет, талантлив или бездарь)
  • ко времени, учит планировать свою жизнь, карьеру
  • к амбициям (имею ли я право)

И самое главное - РОДИТЕЛЬ показывает собственным примером отношение к этим вещам.

Он может своим поведением поддерживать, а может опровергать.
И тогда ценность и отношения не будут сформированы.

Слова не должны расходится с делом.
Сербская притча про труд

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.
У одного короля была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, целый день сидела перед зеркалом и любовалась собой.

Пришла пора выдавать её замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он её и замуж выдаст. Время шло, а за королевну никто не сватался. Послал король приближённых искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны.

И вот встретился им как-то парень — пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Пришёл он к королю, а тот ему и рассказал всё по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привёл он королевну домой.

На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спросил:
— Кто сегодня работал, мать?
— Я и ты, — ответила она.
— Ну, кто работал, тот и есть может.

Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день всё так же было.

На третий королевна сказала свекрови:
— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
Та велела ей наколоть дров.

Вечером, когда сели за ужин, парень снова спросил:
— Кто сегодня работал, мать?
— Мы трое: я, ты и королевна.
— Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.

Через три года приехал король проведать дочку, увидел — работала она дружно со свекровью. Обрадовался и сказал:
— Как, и ты научилась работать?
— А как же, — ответила королевна, — у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.